История нашего автомоечного бизнеса
Мы сделали 1 103 760 моек за 4 года
В 2018 году мы вышли из нашего прошлого бизнеса и сосредоточились на открытии и эксплуатации самомоек. Сама тема – лежала на поверхности: процесс перепрофилирования классических моек с мойщиками в самомойки – набрал к тому моменту силу и скорость. Очереди из автомобилей, чьи водители хотят помыть свою машину за 200 рублей сами, а не за 900 – с помощью мойщика, можно было видеть вдоль всех магистралей Москвы и Подмосковья.
Нам сразу стало понятно, что существенное конкурентное преимущество – это закрытое теплое помещение для самомойки.
Здесь складываются два фактора: у нас зимой – холодно, а на самомойке машину моет сам хозяин.
Формат самомойки пришел к нам из южных – европейских, американских – краев, где зимой температура редко переходит через ноль, и уж – тем более – не образуется устойчивой наледи.
В наших же – Московских, Питерских – широтах образуется не просто наледь, а ледяная ванна с бортиками сантиметров по 15 – на границе подогреваемой области покрытия. В эту яму тяжело плюхается каждая – желающая помыться на открытой мойке – машина. А хозяин машины ломает ноги, подскальзываясь на бортиках этой ледяной ванны.
Картина усугубляется тем, что моет машину на самомойке не закаленный в работе профессиональный мойщик, а сам владелец авто – в костюмчике и туфлях.
Словом, теплые мойки зимой – вчистую выигрывают у открытых.
Одним из следствий этого обстоятельства стала единственно возможная быстроокупаемая в Москве схема самомоечного бизнеса: арендная.
Действительно, для покупки помещения в 300 м2 в пределах МКАД потребуется около 100М рублей, что при среднем месячном чистом потоке в 250к рублей даст окупаемость в 33 года:)
Есть исключение – покупка на официальных аукционах парковочных мест в “лужковских” многоэтажных новых гаражах у Московского правительства. Тогда помещение под 5-ти постовую мойку, действительно, можно выкупить за 10-15М, НО – сам поиск и участие в аукционе – это долгий и сложный процесс – до года!
Карта размещения наших точек – по состоянию 2021 год:
зеленым – действующие, желтым – вводимые в строй, красные – в состоянии переговоров.
“Мойте сами САМОЛЕТ” – у аэропорта Внуково – так и остался на этапе переговоров, а “Мойте сами на Туристской” – открылась и проработала полтора года.
Ниже – список открытых и работавших под нашим управлением САМОМОЕК:
- “Мойте сами на Флотской” (работала 3 месяца)
- “Мойте сами в комфорте”: очереди 1, 2, 3 (работала 3,5 года)
- “Мойте сами с усами” (работала 3 года)
- “Мойте сами в Духе Севера” (работает по сей день)
- “Мойте сами Барс” (работала 3 года)
- “Мойте сами над прудами” (работала 4 месяца)
- “Мой Сам на Подвойского” (работает 3 года)
- “Мойте сами на Туристской” (работала 2 года)
Эта история нам показала, что у арендной схемы самомойки в Москве – высокий риск.
И мы сделали выводы – риски можно существенно снизить, если:
- Бессрочный договор с предупреждением о расторжении за пять лет либо SPV с арендодателем, а лучше – и то, и другое
- Надо иметь в сети МНОГО точек, чтобы закрытие одной было незаметно для общей выручки
- Цикл “Открытие точки – раскрутка – продажа, как бизнеса” должен быть не более одного года
Наша первая точка в районе Водного стадиона (“Мойте сами на Флотской”) подтвердила выигрыш выбранного нами формата расположения самомоек в густонаселенном районе и в закрытом, теплом помещении: этот формат оказался выгоднее открытых самомоек просто на трассе.
Всего лишь через неделю после открытия мы собрали очередь из 5 машин!
А вот так очередь – выстроенная в «шеренгу» – выглядит уже на второй по хронологии нашей точке – в районе Москва-Сити – летом 2019 года.
На Пресне поток распределяется не совсем так, как на первой мойке: около 50% по прежнему составляют таксисты, 10% – “местные”, 15% – это разнообразные небольшие грузовики и минивэны – высокие потолки позволяют, а примерно 25% – это персональщики – водители из Москва-Сити.
А вот и еще одни наши постоянные клиенты – грузовички Утконоса
Обратите внимание на Майбах – его водитель – наш завсегдатай. С хозяина он берет 1000р, а у нас на мойке тратит 200р.
Раковины с горячей водой и мыльным дозатором для мойки рук, тряпок и губок, мощный промышленный пылесос – это обязательные услуги, которые клиент должен получить на автомойке самообслуживания.
Было много как проблем, так и интересных открытий, о которых сложно было подумать, пока не испробуешь на себе. За четыре года эксплуатации мы:
- Получили большой – отчасти негативный – опыт внедрения карточной программы.
- После произошедшего хищения денег из терминалов на “Мой сам на Подвойского” – поставили все 33 эксплуатируемых терминала под охрану в РОСГВАРДИИ с управлением через приложение со смартфона. Первоначально в такой охране нам отказали все существующие на московском рынке охранные агрегаторы.
- Внедрили нейросеть на “Мойте сами в Духе Севера” – для регулирования очереди. Теперь шлагбаум открывает нейросеть – распознавая и подсчитывая машины на площадке перед мойкой.
- Освоили технологию топпинга и укладки металлической плитки – для предотвращения разрушения покрытия полов моечных мест.
- Поняли, что удалить клиента с моечного поста совсем не просто. Таксисты обожают стоять на постах, особенно зимой, по многу часов – протираясь, отдыхая, перекусывая.
- Приобрели точку крупного конкурента – «Мой сам на Подвойского». Тем самым, мы получили возможность изучения оборудования, ПО, клиентского сайта.
- Получили огромную – на порядок – сетевую скидку на рекламу (“зеленую точку”) на ЯндексКартах.
Мы столкнулись с тем, что порядка 10-15% клиентов, хотя приехали на самомойку, не хотят мыться сами! Кто-то не хотел мыть сам вообще, кто-то просил о дополнительных услугах – протирке внутри и снаружи, пылесосе, химчистке, чернении шин и так далее.
И мы предложили им решение – “Давайте Вас помоет наш дежурный мойщик!”
Прекрасно – увеличим выручку за счет повышения среднего чека – радостно подумали мы.
И столкнулись со следующей проблемой: пульт управления автомойкой, который стоял у нас на тот момент, не мог принимать оплату ни за какие услуги, кроме самомойки. И подключить его к интернету никак нельзя – плата (мозги пульта) не дает, нет разъема.
Варианта два:
1) или идти в сторону автоматизации и найти терминал, который поможет принимать деньги за любые услуги;
2) или вернуться к старой системе с администратором, который будет принимать оплату от клиентов. Но он не только будет просить зарплату, примерно равную повышению выручки, но и обязательно начнет воровать. Придется ставить контролера, который будет следить за администраторами. Но кто будет следить за контролерами? 🙂
Мы пошли по первому пути и поняли, что терминалов оплаты, которые нам нужны – просто нет на рынке, их нельзя купить. И решили делать их самостоятельно.